Главная Новости

«Дикие гуси» Юлианы Адамович: Детская невинность и фантазия как защита от грязевого апокалипсиса

Опубликовано: 29.10.2023

Всю хорватскую грязь, всю тоску деревенской жестокости, всю нищету, упрямство и всю нищету духа из атмосферы «даунеров», «нищих и сыновей» и «регистратора» сумела воплотить в себе писательница Юлиана Адамович. ее дебютный роман[( 14500)]Дикие гуси(Hena.com, 2018).

Темы о мрачном детстве, пропитанном страхом и насилием в какой-то перемещенной, безымянной деревне, где время стоит на месте и где преобладают душевные страдания и психологическая незавершенность персонажей, не мои любимые, аДикие Гуси[(14501)]стоит прочитать. Это необыкновенное по новаторскому способу повествования произведение отечественной прозы, поэтичное и удивительное, без тени пафоса.

История рассказана в форме «мы», через необычное чистилище двух девочек, которые вместе пережили ужас своего детства, в 70-е годы, вероятно, где-то в Бачке.

Отец и мать находятся в плохих отношениях, отягощены бременем существования и выживания. Отец имеет сильный характер, имеет вспышки гнева, болеет и бьет мать, погружен в разрушение и алкоголь. Он радуется только охоте и пока слушает транзистор. Его переходы от редкого счастья к более частому гневу непредсказуемы. Мать несчастлива в браке, обижена на жизненные обстоятельства, плохо справляется с обязанностями, злится на девочек, которые писают в постель, а самая большая проблема – отношения с Бабой, матерью мужа, то есть теткой, которая забрала его взяли под опеку после смерти его матери, когда он был младенцем.

Все отношения полны оскорблений, принижений, а преобладающее настроение крайне мрачное и враждебное, почти апокалиптическое. Девочки постоянно ищут способы пережить семейный ужас. Ссоры отца и матери, а также матери и Бабы сбивают их с толку, потому что они не знают, над кем смеяться, а кого не любить, что и когда кого рассердит. Для девочек источником радости является времяпрепровождение с Бабой, но они разрываются между матерью и Бабой, которые ненавидят друг друга.

Баба, в отличие от слабой и эмоционально сломленной матери, является символом сильной, земной, зарытой женской фигуры. Когда они остаются с Бабой, девочки не писают в постель, Баба умеет о них хорошо заботиться. Но любовь Бабы к девочкам не может стереть темные черты ее характера, такие как ядовитый язык, исключительность и словесная жестокость.

Женский фанатизм достигает кульминации, когда мать оскорбляет Бабу за ее «бесплодность», нанося ей удары ножом в больное место нереализованного материнства. Единственный момент женской солидарности — это когда мать помогает своей подвергшейся насилию подруге Дрене и предоставляет ей убежище от жестокого мужа, хотя она сама подвергается насилию. Когда кто-то любит кого-то, куда бы ни пробился луч любви, тут же проявляется темная сторона, так что зло сохраняется и преобладает над добром.

От безумия девочек спасает детская невинность и сила воображения, им помогает гусь, игрушка из гофрированной бумаги как спасительный и ритуальный предмет бегства, игры и воображения. Никто не может украсть их гуся, потому что игра и воображение — единственное безопасное место в окружающем их болоте ужаса.

Повествование «мы» на самом деле представляет собой единственное число, дополненное вымышленным персонажем, сестрой-близнецом как страховочной сетью, которая помогает девочке/девушкам пережить все, что происходит вокруг нее/них. Большинство из них является результатом искажения образа ребенка, вызванного страхом и вездесущим насилием. Кто бы не стал писать в постель после такого травмирующего опыта? Кто не стал бы «мы», усиленной и воображаемой версией себя, нуждающейся в спутнике, тому легче страдать в обществе.

Девочки кажутся двойником персонажа-мальчика Перики из романа КовачичаВ реестре.Перика не принадлежал к миру или среде, в которой он оказался и вырос. Он был слишком невинен, хрупкий, чистый, свободный от злобы, поэтому и ушел со смертью в более светлые места, ведь для чувствительного ребенка смерть светлее, чем жизнь, наполненная страхом и насилием.

Вторая бабушка, мама моей матери, уехала на заработки в Германию неграмотной после того, как наводнение разрушило дом и оставила мужа, дедушку Палика, «раз в жизни позаботиться о себе». Когда она вернулась в деревню на пенсии, умер ее муж, дедушка Палика, который больше всех любил читать. Она с удовольствием сжигала его «Политические забавники», наблюдая, как горят на вилах журналы. Феи и обиды победили письма и литературу. Гнев и старые обиды, которые женщины культивировали из поколения в поколение, разрушили возможность каких-либо изменений и прогресса. Девочки остались без журналов.

«Мы завидуем. Он большой, а мы маленькие. Он может пойти куда угодно, но мы вдвоем не можем пойти никуда. И когда это наказание закончится, наш мир не вырастет и на полквартала, а мы все равно будем в страхе ходить по старым улицам. Мы сломаем ноги, спеша и оглядываясь по сторонам. Наши туфли останутся в грязи.»,думают маленькие девочки, слушающие мужчину по телевизору. Они осознают безысходность, в которой оказались, опасаясь, что никогда не вылезут из грязи.

Помимо изображения психологического краха всех персонажей (никто не ушел), а также трансгенерационного разрушения (кто-то всегда кого-то предает, ненавидит, отвергает, оскорбляет), тема отношений кдругим[(14501)] и тема национальной нетерпимости (различия между швабскими и шокакскими домами, принижение боснийцев, вопрос о том, кто на чьей стороне во Второй мировой войне, какая буква правильная).

Роман написан богатым языком, с последовательным использованием диалектики Славонии. Мрак и драма детства в небольших общинах в последние годы были частой темой в современной хорватской литературе; об этом говорится в романеSjećenje šumeДамира Каракаша, романеČrna mati zemlaКристияна Новака, а также в сборнике стихов [(14500)]Координаты Почетне[(14501) )] поэтесса Моника Герцег наградила Горана молодым поэтам в 2017 году.

Юлиану Адамович следует поздравить с хорошо написанным романом. Этот автор уже издал три сборника рассказов, а также роман и сборник рассказов для детей и сборник стихов. За сборник рассказовКак нас украли у цыган(2008) она получила премиюКиклопсза дебютное произведение.

Юлиана Адамович еще могла получать литературные награды.Дивле гускетолько что вышли в полуфинал литературной премии «Т-портал», которая будет вручена автору лучшего романа, опубликованного в Хорватия в 2018 году. Мы желаем им удачи и большой читательской аудитории.

rss